8 октября с Поклонной горы в Москве стартует грандиозный парад самых колоритных «уазиков». Таким образом Ульяновский автозавод празднует свое 70-летие. Об этом и о других юбилейных событиях в эксклюзивном интервью Вестям.Ru рассказал генеральный директор дистрибьютерского центра УАЗа Антон Карпов.

— Этот год для УАЗа юбилейный: с чем пришли на этот рубеж, чем можно гордиться, к чему стремиться?

— Я бы отметил несколько моментов. Если говорить про бренд в целом, про его историю, то, наверное, самое значимое — то, что за время существования УАЗа его узнал весь мир. Еще в советские годы наши автомобили поставлялись практически по всему миру, включая Европу. К примеру, в Италию было поставлено порядка 30 тысяч машин. В результате узнаваемость нашего 469-го автомобиля 100-процентная. На мой взгляд, для автомобильного бренда это очень хороший показатель. Из достижений последних лет нужно отметить еще и спортивные — на различных кроссах, ралли-рейдах. В частности, в позапрошлом году мы заняли четвертое место среди общих категорий в ралли «Шелковый путь». Впереди нас был только Volkswagen со своими навороченными болидами стоимостью по 4,5 миллиона евро. Нашу машину как-то специально к соревнованиям не готовили, это был базовый UAZ Pickup. И, надо сказать, профессиональные спортсмены и люди, близкие к этому миру, считают, что он показал уникальный результат. Потому что на базовом автомобиле, с базовым двигателем выйти на такие позиции было практически невозможно. Это для всех стало полной неожиданностью.
Если говорить про рынок, про потребителей — то, наверное, есть смысл отметить, что наша линейка UAZ Patriot и UAZ Pickup за последний год имеет просто колоссальную динамику по росту. Приведу пример: за 8 месяцев 2011 года категория SUV (внедорожники) на российском рынке имеет темпы роста порядка 55%. А мы по Patriot имеем рост 81%. То есть мы растем значительно быстрее, чем рынок внедорожников в России. По Pickup ситуация еще показательнее: 112% за 8 месяцев. Притом, что продукт Pickup мы запускали в кризис, без особого продвижения. Мы начали его продавать в 2008 году. Ситуация была тяжелая, мы практически не сопровождали этот запуск рекламными кампаниями. На сегодняшний день по общим объемам Pickup — это «номер два» автомобиль после Mitsubishi L200 по объемам продаж в России. И сейчас мы ставим задачу — подтянуться поближе к лидеру, и если не в следующем году, то уж через год, выйти на первые позиции с этим продуктом по продажам.
Если говорить про предприятие в целом, про завод УАЗ, то за прошедшие 5 лет одна из ключевых вех — это смена собственника. Пришла группа «Северсталь». За этот период произошли колоссальные изменения с точки зрения инфраструктуры. Было модернизировано большое количество производственных участков. Была построена новая окрасочная камера, установлены сварочные кондукторы, полностью обновлен, реконструирован главный конвейер. За этот период времени запущены 4 новые модели машин — Patriot, Hunter, Pickup и UAZ Cargo. Учитывая сложный переходный период, для отечественного автомобильного предприятия это очень неплохо.

— В 2012 году на весь модельный ряд автомобилей UAZ будут устанавливаться новые бензиновые и дизельные двигатели. Что даст такая модернизация?

— Ну, во-первых, с 1 января 2012 года в России планируется введение экологического стандарта «Евро-4». Мы уже готовы к этому нововведению. В настоящее время заканчивается сертификация. Бензиновый двигатель у нас конструктивно не изменится. Он просто станет более экологичным по выхлопам за счет изменения настроек двигателя, за счет усложнения системы выпуска. Это минимальные изменения. По дизельному двигателю изменения более глобальны. По сути, у нас планируется совершенно новый дизельный двигатель. Минимальный экологический стандарт у него — «Евро-4». Изначально, ниже быть не может. Он будет производиться на Заволжском моторном заводе, но построен этот двигатель на компонентной базе с использованием комплектующих мировых производителей. По своим потребительским характеристикам он очень похож на тот двигатель, который мы устанавливаем на Patriot (это двигатель Iveco). Он будет иметь ту же мощность, похожий крутящий момент, но, на наш взгляд, это будет и для потребителей, и для дилеров очень удобное решение. Учитывая, что один и тот же двигатель мы будем устанавливать и на Hunter, и на Patriot, и на Pickup, с точки зрения обслуживания это будет проще. Вообще большинство «пикапов» продается как раз с дизельным двигателем. Мы здесь немного отставали. Так что это очень ожидаемое обновление для потребителей.

— Кроме внедорожников, какая продукция УАЗа пользуется наибольшим спросом? Что в планах, производство чего наоборот, сворачивается?

— Помимо внедорожников, у УАЗа есть коммерческая линейка. Это так называемые легкие коммерческие автомобили грузоподъемностью до тонны. На сегодняшний день эти автомобили пользуются очень большим спросом. У них очень хорошие показатели по проходимости, так как очень небольшие углы съезда и въезда. По проходимости эти автомобили даже лучше, чем Hunter. Учитывая, что в России с дорогами не везде все хорошо, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке, иногда эти машины в принципе не имеют альтернативы. К тому же нет конкурентов, которые могли бы предложить что-то даже близкое по характеристикам. Поэтому сворачивать это производство мы точно не планируем.
Кроме того, сейчас на базе этих автомобилей начат выпуск специальных версий. У нас есть дочернее предприятие «УАЗ-Спецавтомобили». На нем делают различные специальные машины. Например, с надстройками в виде фургонов, изотермические, для перевозки хлеба — то есть такие узкоспециализированные машины. Это наше новое направление. Заказы на эти машины мы принимаем только с августа этого года. Первые автомобили начинают производить в октябре.

— Насколько выгодно это направление? В каких объемах ожидаете первые заказы?

— Машины эти изначально нишевые, они не продаются в больших объемах. По календарному году мы ожидаем спрос на данную технику где-то в объеме порядка полутора-двух тысяч единиц. Для коммерческого транспорта очень важен объем и масса перевозимого груза, а так как у нас шасси грузоподъемностью тонна, то с точки зрения коммерческих перевозок, зарабатывания денег на доставке грузов наш автомобиль не сильно приспособлен. Его будут брать только в случае настоящего бездорожья, когда на другой машине просто не проедешь. Это очень небольшой сегмент потребителей.

— Этой весной UAZ Patriot второй год подряд получил национальную автомобильную премию «Лучшее авто по версии Рунета» в номинации «Отечественный автомобиль». Внедорожник стал самым народным, причем набрал внушительное число голосов — 105 981. Ожидали таких результатов? И чья, главным образом, эта заслуга?

— Признаюсь, не ожидали. По крайней мере, для меня это точно стало сюрпризом. На мой взгляд, заслуга тут прежде всего самого автомобиля и потребителей, которые стали его владельцами. Безусловно, очень приятно, что наш автомобиль воспринимается как наиболее достойный продукт среди машин отечественного производства.

— И все-таки к отечественному автопрому у многих до сих пор отношение очень скептическое. Верите ли, что когда-то изменится это общественное мнение? Что должно для этого произойти?

— Вопрос хороший. На мой взгляд, это случится неминуемо. По двум причинам: во-первых, меняются продукты, а с изменением продуктов меняется их качество, и, естественно, меняется восприятие. Это не произойдет за один год. Это вопрос лет пяти. Я думаю, общественное мнение поменяется, когда люди начнут эксплуатировать уже автомобили следующих поколений — с другим уровнем качества. В качестве примера из мировой практики я могу привести несколько случаев. Если взять 30-летнюю историю, то можно вспомнить, что на немецком рынке общественное мнение о бренде Opel было крайне низкое, все считали эти автомобили очень некачественными. Была даже поговорка: «Каждый автомобиль рано или поздно становится «Опелем». Прошло 20 лет, они сильно работали над тем, чтобы менять и модельную линейку, и, соответственно, и потребительское качество, и сейчас этот бренд, по сути, является одним из самых сильных на мировой арене. Второй пример — с корейскими автомобилями, из современной истории: когда 10 лет назад они только появились на российском рынке, все помнят, как их воспринимали, как к ним относились, какого качества они были, а сейчас они занимают первые строчки по объемам продаж — не только в России, но уже и в мире скоро будут. Поэтому нет ничего невозможного. Чтобы восприятие, общественное мнение изменилось, безусловно, должны меняться продукты. И если это будет происходить, будет меняться и представление о производителях этих продуктов. Нельзя людей убедить в том, что машины стали качественными, пока они таковыми не станут. Только новые продукты — продукты с другим уровнем качества — смогут послужить достойным аргументом.

— В честь юбилея завода в августе на Байкале УАЗ организовал грандиозное мероприятие — «Внедорожный парк приключений». Кто в нем принимал участие? Планируются ли еще какие-то масштабные акции в честь юбилея?

— Как возникла идея Байкала? У нас достаточно много партнеров по бизнесу, благодаря которым мы меняемся, и мы поняли, что нам обязательно нужно сделать мероприятие, которое было бы для них. Так мы создали внедорожный лагерь на Байкале, который существовал практически месяц. В этот лагерь выезжали разные группы наших партнеров — это были дилеры, это были корпоративные клиенты, это были поставщики, это были банкиры, это были, в том числе и руководство завода. В рамках этого мероприятия у участников была возможность протестировать автомобили в условиях реального серьезного бездорожья. Всем было интересно попробовать наши машины в таких экстремальных условиях. Это был действительно, новый и полезный опыт.
Из того, что планируется в ближайшее время: в 8 октября в Москве пройдет парад владельцев автомобилей «УАЗ». В его рамках состоится конкурс на лучший тюнинг. Не секрет, что «УАЗ» является, наверное, самым дорабатываемым с точки зрения тюнинга автомобилем. На дорогах зачастую встречаются очень впечатляющие наши машины. В честь юбилея мы решили провести конкурс среди автовладельцев. Мы выберем лучших и проедем большой колонной по Москве. Более того, мы планируем установить мировой рекорд по количеству собранных автомобилей одного бренда. Как раз сейчас мы формируем состав участников. Все желающие еще могут успеть попасть на наш парад. Для этого до 6 октября необходимо зарегистрироваться, отправив электронную почту 70@uaz.ru письмо с указанием фамилии, марки автомобиля и регистрационного номера.

http://www.vesti.ru/doc.php?id=585929&cid=520